История Масленицы
Масленица
– один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ
провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица
для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с
итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица,
предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом»,
поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые
историки считают, что в древности Масленица была связана с днем
весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала
предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все
о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей
Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже
блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение:
круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все
ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как
встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с
вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И
называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и
«разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием
христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица
продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от
любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно
время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался
утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и
весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы
россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни
грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были
совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в
Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих
увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное
шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз.
Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к
месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к
кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина
II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на
масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием
«Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная
процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить
различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью
волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой
Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах
совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить
деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными
флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В
Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они
строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати,
катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле
ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из
дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в
больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой
Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители
сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия
снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с
затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и
посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две
партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались
снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей.
Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его
заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и
красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у
кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки:
богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром,
а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные
цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На
каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В
понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то
есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами.
Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно
поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В
широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу –
тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась
золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот
день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались
поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели
словами или поступками. Это интересно: *
Главное угощение на масленице — блины- пекутся и поедаются в несметных
количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту
неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы
отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и
украшенные яркими рисунками.
* Есть несколько объяснений
появлению названия праздника «Масленица». По одному из утверждений в
основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов.
Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что
люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его
побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные
малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято
производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать
несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте
носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные
церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название —
«Масленица».
* Масленичная неделя была буквально переполнена
праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные
игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил,
энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной
раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы
имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия,
правила поведения.
* В Шотландии на Масленицу было принято печь
«постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной
муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду,
а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов
шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все
члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто,
третий переворачивает блин.
|